19.05.2017

Конкуренция – хорошо, но кооперация – лучше

Как нам догнать и перегнать по инновациям мировых лидеров? Какими должны быть промышленная политика и научно-технологическое пространство Союзного государства? Об этом «СВ» рассказал член Комиссии Парламентского Cобрания по экономической политике.

ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ДУБЛЕРОВ

– В Союзном государстве много говорится об общей согласованной и даже единой промышленной политике. Какой она должна быть?

– О том, что мы должны поступательно идти к объединению потенциалов наших стран, действительно говорилось неоднократно. Правительствами Беларуси и России этапы перехода от скоординированной, согласованной до единой промышленной политики Союзного государства обозначены. По этому пути мы сейчас и движемся. Медленно, непоследовательно и, увы, постоянно конкурируя друг с другом.

С одной стороны, в конкуренции нет ничего плохого. Благодаря ей мы технически перевооружаемся, снижаем себестоимость продукции, повышаем конкурентоспособность и т. д. Но то, что в России строятся производства тракторов, грузовых машин, аналогичные тем, что уже есть в  Беларуси, это, спрашивается, зачем? Нужно усиливать слабые места, а не бить друг по другу.

Хотя более серьезное препятствие в промышленной интеграции – те барьеры и ограничения, которые сегодня есть во взаимной торговле, различия в системах поддержки национальных производителей, подходы к импортозамещению.

– Когда мы от конкуренции перейдем к совместной работе по созданию общего продукта и выйдем на рынки третьих стран?

– Общий продукт в Беларуси создается давным-давно, еще со времен Советского Союза. Особенно хорошо это видно в машиностроении. К примеру, в производстве карьерных самосвалов «БелАЗ» используется 64 наименования российских комплектующих. Минский тракторный завод детали и агрегаты получает от 54 поставщиков России. Более половины белорусских промышленных предприятий связаны с российскими различными формами кооперации.

– Может, пришло время строить совместные инновационные предприятия или транснациональные корпорации?

– В Беларуси и России фактически работают тысячи предприятий, которые с полным правом можно называть совместными, несмотря на отсутствие приставки «СП» в их юридических наименованиях. Значит, заботиться о них нам надо сообща, не создавая искусственных барьеров. Что плохого, если МАЗ и КамАЗ, Гомсельмаш и Ростовсельмаш объединят свои усилия по расширению сетей и созданию сервисных центров, особенно в дальнем зарубежье? От этого выиграют обе стороны.

Когда слышу вопрос о том, нужны ли совместные инновационные предприятия, всегда отвечаю: их нужно было создавать еще вчера, как только был подписан договор о создании Союзного государства. Это же относится и к транснациональным корпорациям. Важно не упустить время, использовать каждую возможность для совместного развития. Наш путь по углублению интеграции пока не назовешь гладким. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!

– Научно-технические программы – реальный пример союзной кооперации. Но порядок и сроки их согласования и утверждения вызывают большие нарекания.

– Союзные программы – хороший пример реальной интеграции. Но процесс их согласования и утверждения, забюрократизированный донельзя, стал уже притчей во языцех. Подготовлена новая редакция Порядка разработки и реализации программ Союзного государства. Может, это создаст новые условия для нормальной работы.

Дело в том, что до последнего времени разработчики союзных программ руководствовались документом от 2000 года. Последний раз нормативный акт корректировался в 2013 году. Но прогресс в технологиях и темпах развития мировой экономики требует более оперативного реагирования.

Проблемы, связанные с затянутостью сроков согласования и принятия союзных программ, с недостаточным контролем за ходом их выполнения, обсуждались на разных уровнях, в том числе  и на встречах в рамках форумов регионов Беларуси и России. Это хорошо, когда о проблемах, о болезненных темах мы говорим с парламентской трибуны, обсуждаем на различных встречах. Нельзя их замалчивать. Все то, что мешает делу, нужно выжигать каленым железом.

Наша парламентская комиссия поддержала предложения рабочей группы в части новых подходов к реализации союзных программ. Надеюсь, на очередной сессии в Минске вопрос этот сдвинется с мертвой точки.

– Каких программ не хватает в Союзном государстве?

– Чем больше проектов в разных сферах нашего сотрудничества будет реализовываться, тем лучше для наших стран. К сожалению, если в 2010 году из бюджета Союзного государства финансировалось 18 программ, то в 2017 году средства отпущены на девять проектов. Их в два раза меньше. Причем из года в год перечень совместных программ прирастает незначительно. В лучшем случае тремя-четырьмя. Примерно такая же арифметика и с их финансированием. Здесь нет ничего хорошего, и так считаю не только я. Об этом говорили члены Комиссии по экономической политике при обсуждении новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства.

ТЕХНОЛОГИИ

Люди из глубинки – двигатель интеграции

Чего стоит ждать от Четвертого форума регионов Беларуси и России.

– Полным ходом идет подготовка к Форуму регионов Беларуси и России, что уже сделано и что вы от него ожидаете?

– За три года форумы регионов стали авторитетной площадкой. Важно, что в процесс обмена опытом, связями и планами втянуты не только представители Минска и Москвы, но и, как говорят, люди из глубинки. Такие встречи делают регионы ближе друг к другу, сокращают расстояния между Мурманском и Гомелем, Брестом и Сахалином. Наполняют наши планы конкретными делами и проектами.

Темой форума заявлен весьма актуальный аспект нашего взаимодействия – cотрудничество в сфере высоких технологий и инноваций. Это то, что поможет нам не догонять страны с пятым-шестым укладом экономики, а разговаривать на одном языке. Только развитие передовых технологий может обеспечить прорыв в экономике.

Непочатый край работы. В России доля инновационной продукции составляет 9 процентов, в Беларуси – около 15. В развитых странах показатель – на уровне 50–70. Как нам эффективно развивать ИT-технологии, строить информационное общество и выходить на новые технологические уклады? Об этом и пойдет разговор летом в Москве.

Для подготовки форума создан белорусско-российский оргкомитет. Есть проект программы проведения мероприятий, определяются места их проведения. Предполагается, что кроме пленарного заседания, пройдет шесть тематических секций. По традиции особое место займет промышленная выставка.

Герман МОСКАЛЕНКО
Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы