16.08.2017

Союзному государству нужна правовая «дорожная карта»

 О трудностях и подводных камнях на пути сближения национальных законодательств рассказала заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту


- Многие союзные депутаты даже во время отпусков продолжают работать. Что сегодня в фокусе внимания?


- По инициативе белорусских парламентариев и при поддержке российских коллег на последних заседаниях нашей Комиссии главной темой была гармонизация законодательств наших стран. Анализировали, насколько близки мы в сфере образования, торговли, в вопросах трудовых прав. Обсуждали единое миграционное и визовое пространство.

- Почему это так важно?

- Это основа устойчивого роста наших экономик, а главное, повышения уровня жизни - в этом цель союзного строительства. Не раз говорили, что без согласованных подходов создать общее экономическое пространство и единую правовую систему невозможно. Поэтому попросили Постоянный Комитет предоставить нашей Комиссии детальную информацию о барьерах, которые все еще остаются между Беларусью и Россией.

В первую очередь нужно проанализировать, что сделано за двадцать лет, насколько наши законодательства сблизились, а может, наоборот, разошлись. Какие трудности носят системный характер. Это части «дорожной карты», которую мы должны составить, чтобы открыть новые коридоры возможностей для нашего союза.

- Как профильной парламентской комиссии видится эта работа?

- Нужно планомерно находить изъяны в системе: сложности в движении товаров, капитала, рабочей силы... Смотреть, где еще равные права белорусам и россиянам не обеспечены. И, наконец, наладить механизм согласования национальных правовых актов, чтобы они не ограничивали прав партнеров.

- Но ведь силами одних депутатов все проблемы не решить. Нужны шаги исполнительной власти.

- Для этой работы у нас есть интеграционные органы - Постоянный Комитет СГ и Секретариат Парламентского Собрания. Безусловно, включатся в процесс и отраслевые национальные министерства и ведомства. И, конечно, максимально активизируемся в этом направлении и мы - парламентарии. Но сначала нужен комплексный и системный анализ.

ПРАВА ПО ПРАВУ

- Где результаты гармонизации уже отчетливо видны?

- В образовании во многом удалось обеспечить равные права для школьников и студентов. Но останавливаться и здесь рано. Нужно, чтобы и программы, и сроки обучения в наших странах стали абсолютно сопоставимы, чтобы российское ЕГЭ и белорусское Центральное тестирование подразумевали одни и те же критерии, а дипломы вузов и документы о повышении квалификации признавались обеими сторонами.

- Спорить во время заседаний приходится много?

- Вообще-то нет. И белорусские, и российские парламентарии практически всегда занимают единую позицию. Все понимают, ради чего нужны  эти решения, и хотят, чтобы работа была максимально конструктивной. Ведь унификация законодательства - ключ к решению практически всех задач союзного строительства.

- Какие конкретные предложения ваша комиссия вносила в последнее время?

- Совсем недавно на заседании в Могилеве мы подробно разбирали вопросы единого миграционного и визового пространства. Появился проект плана мероприятий по их созданию до 2020 года. Этот документ уже готов. Вынесем его на суд союзного Совмина.

РАЗГОВОР НЕ ОКОНЧЕН

- Впервые за многие годы проблему сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации рассмотрели на летней сессии Парламентского Собрания в Минске.

- И разговор не окончен. Специально, чтобы его продолжить, опять же в первый раз в истории СГ в декабре 2017 года устроим парламентские слушания на эту тему. Также вопросам гармонизации и унификации посвятили работу специальной секции IV Форума регионов, который прошел полтора месяца назад. Тогда белорусские и российские парламентарии детально обсудили вопросы союзного правового поля 
с чиновниками из заинтересованных министерств.

- И пришли к выводу, что нужна общая концепция сближения наших законов.

- Да, в ней важно выделить приоритетные направления, где единое правовое поле просто необходимо. В основу концепции положим результаты мониторинга актов Союзного государства, национальных нормативных документов и заключенных двусторонних международных договоров.

Вот на основе получившегося документа и спланируем программу поэтапного сближения. В результате все это должно снять остроту по спорным вопросам, а важные решения принимать будет намного легче.

От подготовки программ до утверждения могут пройти годы

- Что можете сказать об эффективности союзных программ?

- Сами они хороши, но все замечают, что в реальное производство новые разработки внедряются слабо, а результаты научных и технических исследований недостаточно коммерциализируются. Причины кроются в излишней бюрократии и неразберихе с учетом имущества и интеллектуальной собственности, полученных во время работы над программами.

Процедуру согласования надо сократить. Утвердить четкие и не затянутые этапы с понятными и прозрачными требованиями. А пока у нас с момента подготовки концепции программы до утверждения ее Советом Министров СГ иногда проходят годы. Теряем и актуальность, и конкурентоспособность.

Поэтому вопрос о повышении эффективности в этой сфере стал ключевым. Парламентарии рекомендовали Совету Министров до конца 2017 года принять пакет документов о порядке учета интеллектуальной собственности и имущества, созданных по нашим программам.

Мы также поддержали создание Совмином Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Беларуси и России. Именно она должна стать тем ситом, через которое будем отбирать актуальные и перспективные проекты. А депутаты усилят контроль за выполнением этих программ.
Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы